Зачем казаки носили чуб-оселедец, и почему им гордились

Пластуны или казачьи войска особого назначения несколько веков являлись достойной защитой русских земель. Они были настоящей грозой для всех врагов державы на протяжении нескольких столетий. Их смелостью, навыками, изобретательностью и выносливостью восхищались великие военачальники. Почему же пластунов так боялись турки, черкесы, татары и даже европейские армии?

Запорожский казак у многих ассоциируется с чубом-оселедцем, который еще называют чупрына. Вместе с длинными усами именно «оселедец» является своеобразной визитной карточкой, определителем того, что это именно казак. Картину дополняют: люлька, шаровары, сабля и в ухе серьга. Но это уже дополнение к общему образу. Если с остальными маркерами-идентификаторами все более или менее понятно, то откуда взялась столь необычная стрижка на голове, и зачем нужен этот «хвостик» не очень ясно.

Как и в случае со многими другими вопросами – на этот четкого ответа нет. Есть версии и предположения, а вот четкого определения, когда, зачем и почему – ни в одном из документов тех времен, положениях Запорожской сети, нет.

Эти головные
уборы, судя по их называнию, должны бы носить кубанские казаки. Впрочем, носят
и они, конечно. Но и донской казак в кубанке сегодня не вызывает у окружающих
никакого удивления. Когда же и как пришел к донцам этот головной убор?.

Как ни
странно, когда и каким образом появилась кубанка, мы точно не знаем. Вроде бы —
в Первую Мировую. И действительно у кубанцов, которые заменяли кубанками свои
большие мохнатые папахи. Правда, была она только у них и только неуставным
головным убором. И уже совершенно точно мелькает кубанка на полях Гражданской
войны. Здесь, конечно, об «уставной» форме говорить не приходилось,
каждый носил, что было.

А вот после
Гражданской кубанка попадает под запрет вместе со всей остальной казачьей
атрибутикой. Опала закончилась лишь в 1936м, когда появляются в СССР первые
казачьи части с казачьей же формой — Донская, Кубанская и Терская дивизии. Кубанка стала головным убором кубанцев и терцев, донцам полагалась папаха.

Наступает
январь 1941 год — и казачью форму вновь отменяют. Правда, исключительно в целях
экономии: казакам велено перейти на обещевойсковую форму одежды. Правда, после
того, как сносится их казачья.

Но казаки не
были бы казаками, если бы не исхитрились хотя бы частично сохранить свою, так
напоминающую дореволюционную форму. На смену износившимся вещам потихоньку
шились новые — якобы они еще «из старых запасов», которые разрешено
донашивать. Конечно, шилось не все, особенно когда началась война. В кубанско-терской
черкеске или донском казакине в окопах не полазить. А вот синие с лампасом
шаровары или папахи/кубанки, как часть казачьей формы, использовались
частенько.

В 1942 году
донские казаки оказались с кубанскими в одном кавалерийском корпусе — 17-м, том
самом, что под Кущевской рубил немцев 2 августа 1942 года. И вот здесь,
насмотревшись на кубанки кубанских казаков, донцы тоже наконец, оценив их,
начали массово одеваться в эти головные уборы.

И хотя уже в
конце 1942 года кубанцы и донцы были вновь «разъединены» — первых
собрали в 4-й гвардейский Кубанский, а вторых — в 5-й гвардейский Донской
казачьи кавкорпуса, тем не менее мода на кубанки успела среди них
распространиться и не была изжита уже до конца войны (а фактически — и по сей
день).

Более того,
во второй половине войны кубанки носили и казаки, служившие не в кавалерийских
частях. Есть фотографии, на которых в кубанках щеголяют пехотинцы, артиллеристы
и даже танкисты. Вот с тех-то самых пор и остается кубанка самым популярным
головным убором донских казаков, напоминая нам о славных подвигах 5-го Донского
казачьего гвардейского кавалерийского корпуса.

«Мохнатая» меховая цилиндрическая шапка, которую можно увидеть на русских казаках, называется папаха. Как несложно догадаться, исконно русским головным убором она не является. Предмет гардероба был заимствован у народов Кавказа и Средней Азии, куда Российская Империя на протяжении нескольких столетий проводила свою экспансию. Папаха является одним из наиболее ярких заимствований удачных изобретений пришлыми народами, у народов коренных.

Считается, что русские солдаты стали носить папахи во время службы на Кавказе и Средней Азии примерно с 1817 года. Этот головной убор быстро завоевал популярность, благодаря своим выдающимся характеристикам и в первую очередь – удобству. Впрочем, тогда об официальном понятии папахи, как предмета воинской экипировки не шло. Случилось это только в 1855 году. Тогда папаха была официально установлена в русской армии, причем только в казачьих подразделениях.

При этом папахи в Русской имперской армии были очень разными. Внешний вид папах мог сильно меняться в зависимости от региона службы конкретного подразделения. Большинство казачьих папах было высокими, с коротким мехом и черного цвета. При этом Уральские, Забайкальские, Амурские и Уссурийские подразделения носили папахи с длинным мехом. В вот Сибирские казачьи формирования уже носили папахи укороченные, с коротким мехом и черного цвета. Представители свиты и личной охраны Его Величества носили (как правило) высокие белые папахи с коротким мехом.

Данный головной убор в русской армии стал форменным предметом одежды и, по сути, выполнял две функции. Во-первых, отражал принадлежность кавалериста к казачьему формированию. Во-вторых, был просто удобным зимним головным убором. Достаточно сказать, что папаха оказалась настолько удобной шапкой, что смогла пережить в имперскую армию.

В 1913 году в Российской Империи было принято положение, которое учреждало папаху в качестве головного убора всех сухопутных войск страны. Правда, действительно широкого распространения она получить не успела. Во-первых, потому что уже готовилась новая шапка, которая впоследствии получила название «будёновка». Во-вторых, потому что в 1917 году случилась революция. Кстати, революционеры папаху тоже любили, в качестве знака отличия пришивали к ней красную ленту. В ходе Гражданской войны папахи использовались буквально всеми: красными, белыми, зелеными. Носили, как имперские шапки образца 1910 года, так и традиционные кавказские головные уборы.

В 1922 году в Советской России папаха была выведена официально из массового употребления. Однако, уже в 1936 году, приказом НКО СССР номер 67 от 23 апреля знаменитый головной убор вновь вернулся. Согласно приказу, папаху могли использовать в качестве выходной формы одежды бойцы казачьих формирований в составе РККА. Так, кавказские казаки носили папахи-осетинки («кубанки»), а донские казаки предпочитали традиционную высокую папаху. Спустя 4 года в 1940 году вышел новый приказ, который разрешил использовать папаху в качестве зимнего головного убора генералам и маршалам Советского Союза. А спустя еще некоторое время, папаху разрешили носить и полковникам всех родов войск, вместо шапки-ушанки.

Бородатые вопросы:  21 прическа для мужчин с круглым лицом 2022 • inTrends

После развала Советского Союза в 1995 году папахе досталось. Новым приказом головной убор был запрещен к использованию в армии. Тем не менее, спустя 10 лет, в 2005 году указом президента РФ от 08. 2005 г. № 531 кавказский головной убор в очередной раз вернулся в войска. Сегодня он полагается генералам и полковникам, как и во времена СССР.

Хочется узнать еще больше интересного? Тогда читай про 10 культурных брендов, которые воспринимаются неотделимо от России в наше интересное время.

Брадобритие
— по православному учению один из серьезных грехов. В старообрядчестве оно
часто именуется законопреступным. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете
(Левит, 19: 27; 2-я Царств, 10: 1; 1-я Паралипоменон, 19: 4); запрещено оно и
правилами 6 вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую
Кормчую Пидалион) и святоотеческими писаниями (творения святого Епифания
Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого
Исидора Пилусиота). Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах
(Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174). Святые отцы считают, что
бреющий бороду тем самым выражает недовольство внешним обликом, который Творец
дал человеку, откуда возникает желание «поправить» Бога.

Согласно
святоотеческой традиции, борода есть безусловный признак мужчины, созданного по
образу и подобию Божиему. Дабы не идти против замысла Божиего, старообрядчество
запрещает бритье и пострижение бороды – «резало не должно касаться брады». Бритье растительности на теле как уподобление противоположному полу считается у
старообрядцев грехом и мерзостью.

У донских
казаков в XVII веке брадобритие, по-видимому, считалось величайшим бесчестьем,
так как называлось среди причин военных конфликтов с азовцами:

«Не дозволим
никому оскорблять себя, сии неверные вздумали ругаться над нами: поймав на
промыслах казаков, остригают у них бороды и усы». Сухоруков,
«Историческое описание земли Войска Донского», 1903)

Казаки
видели связь между внешним мужским признаком бородой и духовным мужеством. Академик, М. Сухомлинов, рассуждая о народных обычаях, писал: «Донские
казаки, будучи в заграничной армии, обрили себе бороды по приказанию
начальства; им казалось, что с утратою бороды они потеряли и часть своей
храбрости».

Во второй
половине XIX века казаки на службе обязаны были гладко бриться; некоторые не
оставляли даже усов. «По возвращении домой с военной службы казак обычно
перестает брить бороду, к 30-35 годам она достигает больших размеров и густо
покрывает подбородок и щеки». («Антропологический тип донских казаков» В. Бунака, 1916)

Еще когда на
Яике прознали, что Петр I намеревается сделать из казаков солдат со «скоблеными
рылами», казаки даже думали бежать всем Войском в степи. Мужчины с бритыми
лицами, по представлениям староверов, появляются в «последние времена». После
жестоких «усмирений» волнений уральцы принуждены были переодеться в мундиры и
сбривать бороды, находясь на службе в России. Уральские «мастерицы»,
ревнительницы и хранительницы «древнего благочестия», отчитывали молитвами
вернувшихся из России казаков с бритыми усами и бородами.

В 1771 году,
когда разнеслась молва, что из казаков будут делать гусарские эскадроны и будут
брить им бороды, произошел мятеж яицких казаков. В 1773 году яицкими казаками
был убит генерал Траубанберг, приказавший брить казакам бороды на главной
площади. Войсковой атаман, пытавшийся успокоить разьяренных казаков, также был
убит. Новым атаманом мятежных казаков был избран Емельян Пугачев, который
обещал жаловать всех, кто присоединится к нему, крестом, бородой, рекой,
землей, хлебом, свинцом, порохом и вечной волей.

Неприятной
для начальства, но «очень кавказской» особенностью внешнего вида линейных
казаков было массовое ношение бород.

Данный
обычай навлек на себя даже «монаршее неудовольствие» – император Николай I, во
время своего посещения Кавказа в 1837 году, заметил командиру гребенских
казаков, что «эполеты к бородам, и бороды к эполетам ужасно не идут».

Поэтому в
1838 г. было «повелено всем казачьим офицерам и нижним чинам бороды брить и
волосы на голове коротко подстригать».

Но если
многие казаки и так носили очень короткую стрижку или даже брили головы наголо,
то запретом на ношение бород пренебрегали все – их продолжали отращивать даже
молодые казаки.

В первую
очередь это объяснялось тем, что подавляющее количество линейных казаков
Кавказа были старообрядцами, которые свою неуступчивую позицию объясняли
фразами типа «а то мать проклянет, да и жена не признает (т. не узнает)» или
«в бороде честь, а усы и у таракана есть».

Эти два народа всегда будут сравнивать и анализировать потому, что имея общий корень – казак – они, как бы это ни было парадоксально, имеют совершенно разную природу своего происхождения и своей культуры. Со временем эти разделительные национальные черты стали проявляться острее.

Территориально они стали различаться с самого начала – донские казаки облюбовали для своего убежища низовья реки Дон, а запорожские казаки считали своей родной рекой Днепр. Округ этих рек стихийно образовывались казачьи поселения, административное устройство которых также ранилось и в большей мере имело лишь один общий посыл – быть готовым в любой момент вскочить в седло и отразить нападение лютого врага. Недаром в 1690 году вышел указ, запрещающий донским казакам заниматься земледелием — им было нельзя привязываться к земле, обрастать корнями. Особой лаской к земле не пользовались и украинские казаки, предпочитая заниматься вольным промыслом в степи и на воде.

Первое упоминание о донских казаках было в сохранившейся «Гребенской летописи» от 1471 года, которую написали в Москве: «. Там, в верховьях Дона, народ христианский воинского чина зовомии казаци, в радости сретающе его (великого князя Дмитрия Донского) со святыми иконами и со кресты поздравляюще ему о избавлении своем от супостатов и, приносящее ему дары от своих сокровищ. » В 1489 году появилось первое упоминание в летописях об одном из украинских казачьих отрядов, укрепившихся в низовье реки Днепр. Об украинских казаках в истории европейской мысли упоминали в 15 веке, дату образования первой Запорожской Сечи историки называют 1553 или 1556 годом.

Бородатые вопросы:  Как сделать бороду для старика своими руками из синтепона? Как сделать бороду из ваты Как сделать бороду деда мороза из бумаги.

Лица русских казаков, согласно изучениям историком от антропологии разительно отличаются от украинских. В большинстве своей русские казаки имели светло или темно русые волосы, они светлолицы и отличались от своих одноименных украинских товарищей, которые имели темные волосы и смуглый цвет лица поскольку в их крови текла кровь – черкасов-адыгов.

Созданный писателями – Гоголем, Шевченко — характерный образ украинского казака стал для многих поколений ориентиром для общей характеристики представителей этого народа: немного хитрости, лукавства, сообразительности и расчетливости. А вот об образе жизни русских казаков отзывы былималоприятные: смесь монастыря и казармы – вот как описал один из путешественников свое впечатление от пребывания в казачьем поселении. Украинский казак — горячий поклонник национальных блюд. Гастрономические интересы у украинских и русских казаков также были разные. Если на Украине предпочитали кулеш, тетеря (из жидкой муки готовили суп), вареники, то на Дону большой популярностью пользовались наваристая уха, щи.

Одежда и военное обмундирование донских и украинских казаков было различным. Широкие шаровары, расшитые украинским узором просторные рубашки, кафтан, остроконечная меховая шапка, самопал, два пистолета, нож – вот небольшой перечень походной одежды и оружия для украинца. На голове у донского казака была папаха, одет он был в шаровары с лампасами, сапоги, обязателен был капюшон-башлык, сверху надевался полукафтан – бешмет, а сабля была главным оружием. Впоследствии различия в одежде и обмундировании увеличивались.

Внешний облик также отличался – запорожцы носили, как правило, длинные усы, которые свисали им чуть ли не до плеч и такой же висячий «ус» они оставляли на выбритой полностью голове. Тогда как донские казаки волосы с головы стригли очень коротко и никаких экзотических прядей не оставляли, считая, что это может помешать в бою. С развитием иррегулярных войск во второй половине 19 века в моду вошла еще одна традиция, которая получила законодательную основу – по указу донцы нижних чинов должны были носить бороду. В качестве украшения – это особенно ярко стало проявляться во второй половине 19 века – донские казаки стали выпускать наружу чуб, которому делали своеобразный начес для красоты и высоты прически. Серебряная серьга – еще один элемент мужского украшения также встречался у украинских казаков, так и у русских казаков. У них серьга прочно вошла в моду и сохранилась до наших дней, тогда как у украинцев эта мода не прижилась. А еще украинцы примерно с 1640 года стали носить карманные часы, что считалось признаком богатства.

Пальму первенства на верность высшей власти историки отдали украинским казакам. Они смогли организовать свою военную и обычную жизнь под знаменем Запорожской сечи быстрее, чем русские казаки, которые жили по берегам реки отдельными отрядами и не смогли создать крупное военизированное поселение. В 1572 году часть украинских казаков из Запорожского Низовья встала под знамена польского короля и получала от него неплохое жалованье. В 1625 годуукраинцы вошли в новообразованный реестр казачества в соответствии с Куруковским договором: под единое знамя вошло пять полков. Донские казаки присягнули в служении на верность своему государю Алексею Михайловичу в 1671 году. Самый первый свой военный поход донцы совершили в 1552 году. Тогда как украинцы смогли собраться централизованно намного раньше, в 1516 году. В истории развития казачьих войск пальму первенства можно отдать донцам за их умение впервые ввести в свои войска не только искусство владения мечом и шашкой, но и более грозным оружием 18 века – регулярной артиллерией. Умение пользоваться этим оружие прославило донских казаков во время русско-турецких войн. Благодаря сотрудничеству с властями о подвигах донских казаков было больше известно потому, что о них в благосклонном тоне писала правительственная печать, а вот украинцы не могли иметь такую возможность и упражнялись в эпистолярном жанре сами. Картина «Письмо турецкому султану» верное тому доказательство.

Дон полюбили русские казаки, Днепр — украинские

Первые упоминания в летописях

Лица белые и смуглые

Лица русских казаков, согласно изучениям историком от антропологии разительно отличаются от украинских. В большинстве своей русские казаки имели светло или темно русые волосы, они светлолицы и отличались от своих одноименных украинских товарищей, которые имели темные волосы и смуглый цвет лица поскольку в их крови текла кровь тюркских народностей – черкасов-адыгов.

Галушки против щей

Усы на голове и на лице

Отношения с властью и первые военные походы

Что говорит история

Согласно исторической версии, эта прическа являлась символом власти. Знак был принят, еще в роду князей киевских. По некоторым данным считают, что знаменитый Святослав, князь-воин, внешне был очень похож на запорожских казаков, несмотря на то, что между ними была временная пропасть размером в половину тысячелетия. Появилась такая версия на основе сделанного Львом Диаконом описания облика Святослава во время его встречи с Цимисхием, императором.

Из описания следует, что Святослав на встречу приплыл на скифской ладье. У него был средний рост, глаза голубого цвета, густые брови, нос плоский. На лице была длинная борода и висячие усы. Голова князя была полностью без волос, но с одной стороны висела их прядь, которая говорила о том, что мужчина принадлежит к знатному роду. Кроме этого в одном его ухе была серьга из золота с двумя жемчужинками и карбункулом.

То есть перед нашим взором появляется настоящий запорожец, казак со всеми его внешними характеристиками, и даже серьга присутствует. На основе этого появилась теория, суть которой заключается в наличии определенной традиции в этом конкретном регионе для определенных слоев населения, которая была пронесена сквозь века.

Вторая версия отличается от предыдущей. По мнению поляков, чуб-оселедец – это прическа «сарматская». В XVI-XVII столетиях в Речи Посполитой эту прическу считали своеобразным наследием, переданным древними сарматами. Именно с ними шляхтичи себя и отождествляли. Что касается самих сарматов, то в те времена их считали народом, имеющим германские корни. Представители польско-литовской шляхты предпочитали считать именно сарматов прародителями собственного рода. Так они ставили границы между собой и славянскими простолюдинами.

Стоит отметить, что в Литве и Польше тогда существовал сарматский стиль – мода, выраженная не только в чубе-оселедце, но и в характерной одежде, доспехах, изобразительном искусстве и так далее. Что касается истинных данных о сарматах, то о них практически ничего не знали, в отличие от наших современников. Поэтому «сарматизм» поляков является чем-то условным и где-то надуманным.

Бородатые вопросы:  Кепки Хулиганка мужские летние в Москве

В целом же оселедец поляков-шляхтичей и князя Святослава ничего общего между собой не имеют. Исходя из того, что хронологической последовательности и связи между двумя периодами ношения этой прически князем и поляками нет (временные периоды были разными), вывод напрашивается сам собой. Насколько он верный, неизвестно, но вполне имеет право на существование, как одна из гипотез.

Казачий чуб является зеркальным отражением прически польских шляхтичей, которые жили именно в то время. Ну а сам по себе чуб поляков-шляхтичей выступает символом их причастности к роду сарматов, легендарных степных властителей.

Да и если разобраться, то на Запорожье казацкая старшина очень хотела, чтобы ее поставили на один уровень со шляхтой в правах и дали добро на наличие крепостных.

Что думают по этому поводу сами казаки

Как считали казаки того времени, неизвестно. А вот их наследники (в идеологическом смысле, естественно) имеют совершенно другое мнение на этот счет. Из разных источников следует, что чуб-оселедец могли носить далеко не все представители рода казачьего, а только наиболее опытные из них, которые хоть один раз в своей жизни, но побывали в настоящей битве. Как и в случае с предыдущими версиями, четких исторических доказательств того, что это было действительно так и никак иначе, нет.

Если рассматривать гипотезу с теоретической точки зрения, то вполне возможно, что чуб действительно выступал своеобразным знаком отличия и являлся показателем статуса казака. То есть, чем длиннее оселедец, тем статуснее казак, ну а писари и им подобные личности на подобное «украшение» своей буйной головушки права не имели. У них была своя отличительная прическа, которую мы и сейчас называем «под горшок».

С этой версией связан и способ ношения оселедца. Ее приверженцы считают, что волосы должны свисать с левой стороны, чтобы они помогали смахнуть с плеча беса. Кто знает, может в этом что-то и есть. А если присмотреться к картине Репина, то у банкомета (человека без рубахи, ответственного за карточную раздачу), чуб свисает справа.

Ну и последняя гипотеза, вышедшая тоже из народа, гласит, что голову казаки брили в целях гигиены, а именно, чтобы не заводились вши. Чуб оставлялся для того, чтобы свои могли идентифицировать его. Нам остается выбрать ту версию, которая больше всего понравится. Подлинную причину ношения оселедца, возможно, никто и никогда не узнает.

Кто они такие

Эти воины являются уроженцами Запорожской сечи. Именно там они становились настоящими мастерами своего дела, оттачивая навыки и укрепляя характер. Что касается названия, то есть две версии. Одни считают, что оно образовано от украинского «пластувати», что в переводе значит «ползти». Другие – название пошло от прозвища одного из казаков, которого так и называли – Пластун.

Постепенно с течением времени они образовали особые подразделения. Этот род войск выполнял различные опасные и очень сложные задачи, среди которых диверсии и разведка. На рубеже двух столетий, восемнадцатого и девятнадцатого, отряды пластунов стали частью ЧКВ, после чего вошли в состав Кубанского казачества. На них была возложена охрана России, точнее ее границы, с Юга. По сути, пластуны – это прототип нашего спецназа и сформировался он на Северном Кавказе.

Характер суперказака

Даже когда пластуны не имели ничего общего с элитой казачьих войск, стать одним из них было очень сложно. В большинстве случаев эта специальность переходила по наследству. Чуть реже – тем, кто с детства прислуживал воинам, обладающим огромным опытом и умениями. Но это далеко не все, что требовалось. У пластуна должны были быть: отличное здоровье, прекрасная физическая сила. Он должен был быть хладнокровным, выносливым, терпеливым, неприхотливым в плане бытовых условий. Далеко не все могут несколько часов просидеть в ледяной воде или под открытыми солнечными лучами в жару. Как правило, все пластуны были неприметными и спокойными. Запоминающиеся внешние черты и крутой нрав, вспыльчивость этих воинов могли погубить.

Эти воинские подразделения в силу своей специфики выполняли намного больше обязанностей, чем все остальные. В связи с этим они должны были уметь делать практически все: быть хорошими диверсантами, идеальными стрелками, отличными саперами, артиллеристами, разведчиками, пловцами в неспокойных реках и скалолазами, знать приемы рукопашного боя.

Пластуны долго обучались, что помогало им выживать в суровых условиях Кавказа и борьбе с горцами, совершающими регулярные набеги. Некоторые их умения получили новые обозначения. Так способность заметать следы при возвращении с очередного задания называли «лисьим хвостом», мгновенная атака называлась «волчьей пастью», а поражение цели, ориентируясь на звук, даже если ее не видно – «выстрелом на хруст».

Обмундирование

Казаки этого подразделения носили очень легкую, не бросающуюся в глаза, удобную одежду. Она не должна была стать препятствием для маневров, быстроты движений и скрытности. В основном это были: поношенная черкеска, старая папаха, чувяки из кожи, наподобие тех, что носили коренные жители предгорья. Все это не выделяло пластунов и скрывало их передвижения. На поясе обычно находился кинжал, мешочек, где хранились пули, и пороховница. В руках был штуцер, бьющий на дальние расстояния. Еще один обязательный атрибут – нагайка. Ею пользовались и на охоте, и в бою. Ею же погоняли лошадей.

Военные действия

Пластуны участвовали во всех без исключения войнах державы. Первой была война Турции с Россией в период с 1787 г. по 1791 г. Последней масштабной стала Первая мировая. Но частью армии пластунское подразделение стало лишь в 1842 г.

Нередко пехотинцы проигрывали по сравнению с пластунами. Их навыки и умения много раз приводили армию к победе. Многие пластуны прославились, а их имена передавались из уст в уста, о них слагали песни и легенды.

После революции пластуны, как и все казачество, были практически приговорены к постепенному уничтожению. Во всяком случае власть нового государства планомерно к этому шла. Кто-то организовывал восстания, кто-то выехал за границу.

Несмотря на это, во времена Второй мировой войны эти казаки тоже не остались в стороне и стали участниками серьезных битв. На Западе же умениям и способностям пластунов дали высокую оценку.

Не менее интересно будет узнать, зачем казаки носили чуб-оселедец, и почему им гордились.

Оцените статью
cu-ru.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector